8 Августа 2017

Лишение прав и состояний

Закон позволяет налоговому органу исключать юридические лица из ЕГРЮЛ, с июля 2017 г. перечень оснований для исключения расширился. Собственники и руководители исключенных компаний в дальнейшем будут иметь ограничение права быть участником и / или руководителем других обществ. Способы восстановления в ЕГРЮЛ записи об исключенном обществе. Собственнику бизнеса на заметку

1. Основания для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ по решению налогового органа

Для исключения юридического лица из реестра юридических лиц необходимо установить совокупность следующих юридически значимых обстоятельств:
1) юридическое лицо не представляло документов налоговой отчетности в течение последних 12 месяцев;
2) юридическое лицо не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету в течение предшествующих 12 месяцев (ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

С 26 июля 2017 г. основания для исключения юридического лица были расширены, а именно компанию можно исключить из реестра также в случае:
а) невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников);
б) наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи (ст. 21.1 Закона №129-ФЗ в редакции закона, вступающего в силу с 26.07.2017 г.).

2. Механизм исключения

Прежде чем исключить юридическое лицо из реестра, налоговый орган должен совершить ряд последовательных действий:
1) Определение фактически прекратившего деятельность юридического лица. Налоговый орган направляет в банки мотивированные запросы об операциях по счетам ЮЛ в течение последних 12 месяцев, оформляет Справку об отсутствии движения денежных средств по счетам в течение последних 12 месяцев, Справку о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности.
2) Принятие решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ. Решение о предстоящем исключении принимается не позднее пяти рабочих дней со дня получения Справок. Решение подписывается руководителем или заместителем руководителя регистрирующего (налогового) органа и заверяется печатью.
3) Публикация сведений о принятом решении в журнале «Вестник государственной регистрации, публикация сведений о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления. Срок направления заявлений 3 месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении.
4) Внесение в ЕГРЮЛ записи об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по месту нахождения такого юридического лица.
5) Снятие юридического лица с учета в налоговом органе по месту его нахождения, а также в налоговых органах по иным основаниям постановки на учет, предусмотренным НК РФ. Датой снятия организации с учета и исключения сведений из ЕГРН является дата внесения в ЕГРЮЛ записи об исключении недействующего юридического лица.

3. Последствия исключения

Закон стимулируют к добросовестному поведению, в свою очередь законодательная и исполнительная власти намерены очистить ЕГРЮЛ от юридических лиц, которые фактически не ведут свою деятельность, а также от юридических лиц, которые создавались не с целью осуществления предпринимательской деятельности.
Собственники и руководители исключенных компаний в дальнейшем будут иметь ограничение права быть участником и / или руководителем других обществ.

Ограничения в отношении участников и условия их применения
Регистрирующий орган имеет право отказать участнику в государственной регистрации юридического лица и внесении соответствующих записей, в случае если:
- участник ООО владел не менее чем 50% голосов от общего количества голосов участников общества на момент исключения такого общества из ЕГРЮЛ,
- на момент исключения из реестра общество имело задолженность перед бюджетом либо задолженность Общества перед бюджетом была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица,
- при этом на момент обращения такого участника с заявлением о включении сведений о нем в качестве учредителя (участника) другого юридического лица не истекли три года с момента исключения общества реестра (пп. «ф» ст.23 Закона 129-ФЗ).

Ограничения в отношении руководителя компании и условия их применения
Регистрирующий орган имеет право отказать лицу, имеющему право без доверенности действовать от имени юридического лица, в государственной регистрации юридического лица и внесении соответствующих записей, в случае если:
- обращающееся с заявлением лицо выступало единоличным исполнительным органом исключенного из ЕГРЮЛ юридического лица на момент исключения такого лица из ЕГРЮЛ,
- на момент исключения из реестра общество имело задолженность перед бюджетом либо задолженность Общества перед бюджетом была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица,
- при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения указанного юридического лица из реестра.

4. Способы восстановления записи в реестре

Восстановить запись о юридическом лице можно только в крайнем случае и только посредством обжалования решения регистрирующего органа.
Судебная практика исходит из того, что для восстановления записи в реестре юридических лиц необходимо доказать следующие условия:
- Фактическое осуществление деятельности: осуществление поставки товаров, заключенные договоры аренды, электроснабжения, договор на оказание услуг по поиску объекта недвижимости, решения общего собрания (А64-2085/2013 от 29.05.2013, А20-196/2016, N А07-11929/2015 от 31.08.2015 г, N А21-8538/2014 от 12.12.2014).
- Исключение из реестра препятствует возможности взыскания по исполнительным документам (N А60-27322/2014 от 28.09.2014, А28-7030/2016 от 28.09.2016).
- В публикации налогового органа о предстоящей ликвидации юридического лица не представлены все необходимые сведения для предъявления требований (сроки, адрес) (N А76-10816/2013 от 06.09.2013, А53-19202/2012, А82-2106/2014, А60-56597/2014).
- Налоговым органом не были осуществлены контрольные функции в отношении ООО, в том числе не направлялись требования об уплате налогов и сборов, не проводились налоговые проверки (N А41-51242/15 от 24.08.2015).
- Нарушаются права кредиторов и заинтересованных лиц: препятствие возможности списания задолженности (№ А40-42183/10-153-178 от 27.09.10), невозможно возвратить имущество, которое перешло к исключенному юридическому лицу по договору аренды, нарушение прав ИФНС как кредитора по налоговым платежам (А09-2985/2010 от 02.07.2010), затрагиваются права участников юридического лица (невозможность реализации имущества, находящегося в собственности общества).
- Заявление кредитором было направлено в трехмесячный срок, но несмотря на это общество было исключено из реестра.
- Представлены налоговые декларации с отметками по штампу (А77-686/2013).
- Уважительная причина пропуска срока на предъявление заявления (А58-5849/2015 от 06.04.2016).

Практика применения показывает, что регистрирующий орган активно пользуется предоставленным ему механизмом по «очистке» реестра юридических лиц.
Наша практика показывает, что для многих участников и руководителей обществ факт исключения их «спящих» обществ становится неприятным сюрпризом при регистрации нового общества, при приобретении доли в другом действующем обществе.
Для того, чтобы избежать подобных неприятных ситуаций, всем участникам и руководителям рекомендуется проверить себя на предмет участия в «спящих» компаниях и самостоятельно совершить действия по ликвидации/ реабилитации таких компаний.

Список использованных нормативно-правовых актов:

1. ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 №129-ФЗ
2. ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» 30.03.2015 № 67-ФЗ
3. Письмо ФНС от 09.09.2005 №ЧД-6-09/668@
4. Приказ ФНС от 16.11.2005 №САЭ-3-09/591@

Евгения Бондаренко, Управляющий партнер ООО «Юсконсалт» - ассоциированного офиса GRATA International в Новосибирске
Поделитесь в соцсетях