+7 (383) 204-92-11
info@usconsult.group
Заказать звонок
Услуги
Административные споры Банкротство Банкротство. Включение в реестр требований кредиторов Банкротство. Оспаривание сделок в рамках дела о банкротстве Банкротство. Привлечение контролирующих лиц к субсидиарной ответственности Готовые документы для создания в компании Совета директоров Защита прав собственности Защита чести, достоинства и деловой репутации Земля. Недвижимость Консультирование по вопросам релокации бизнеса Корпоративная практика Корпоративные споры Корпоративный договор Налоговые споры Наследственное планирование Пакет документов для минимизации рисков бизнеса в период отсутствия руководителя (мобилизация, релокация, болезнь) Партнерская сессия Правовая экспертиза налоговых рисков Правовое сопровождение перевозок на железнодорожном транспорте Преобразование корпоративной структуры бизнеса на случай непредвиденных ситуаций (мобилизация, болезнь, релокация) Реклама Создание системы обработки персональных данных «с нуля» Сопровождение инвестиционных проектов Сопровождение налоговых проверок Сопровождение сделки по покупке и продаже бизнеса Сопровождение споров по договорам займа Споры в сфере энергоснабжения Строительство Структурирование и сопровождение сделок Уголовная практика Установление режима коммерческой тайны на предприятии Франчайзинг (коммерческая концессия) Юридическая (правовая) экспертиза Юридический аудит сайта
...
Административные споры Банкротство Банкротство. Включение в реестр требований кредиторов Банкротство. Оспаривание сделок в рамках дела о банкротстве Банкротство. Привлечение контролирующих лиц к субсидиарной ответственности Готовые документы для создания в компании Совета директоров Защита прав собственности Защита чести, достоинства и деловой репутации Земля. Недвижимость Консультирование по вопросам релокации бизнеса Корпоративная практика Корпоративные споры Корпоративный договор Налоговые споры Наследственное планирование Пакет документов для минимизации рисков бизнеса в период отсутствия руководителя (мобилизация, релокация, болезнь) Партнерская сессия Правовая экспертиза налоговых рисков Правовое сопровождение перевозок на железнодорожном транспорте Преобразование корпоративной структуры бизнеса на случай непредвиденных ситуаций (мобилизация, болезнь, релокация) Реклама Создание системы обработки персональных данных «с нуля» Сопровождение инвестиционных проектов Сопровождение налоговых проверок Сопровождение сделки по покупке и продаже бизнеса Сопровождение споров по договорам займа Споры в сфере энергоснабжения Строительство Структурирование и сопровождение сделок Уголовная практика Установление режима коммерческой тайны на предприятии Франчайзинг (коммерческая концессия) Юридическая (правовая) экспертиза Юридический аудит сайта

Технологии повышения собираемости НДС

Исторический экскурс

С царских времен существовала масса различных налогов, от уплаты которых население всяческим образом пыталось уйти. Однако с приходом социализма ситуация изменилась. В 1930–1932 годах в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа1, в результате которой около 60 налоговых платежей предприятий были унифицированы в два основных платежа: налог с оборота и отчисления от прибыли.

Доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий прибыли предприятий. За длительный период времени население страны, которое и ранее неохотно пополняло казну налогами, практически потеряло привычку их платить.

Эпоха перестройки и построение в стране капитализма вызвали возрождение отечественного налогообложения. Первым косвенным налогом в РФ стал НДС, который появился в 1992 году. Введен он Законом № 1992-1 от 06.12.1991, в дальнейшем стал регулироваться нормами НК РФ.

Расчет НДС производился на основе зарубежного опыта, и сейчас НДC в России отличается от НДС иных стран в основном лишь ставкой и льготами. Ставки НДС изменялись: с 1992 по 1993 год – 28%; с 1994 года ставка составила 20%; с 2004 года ставка НДС составляет 18%.

Проблематика

НДС считается одним из самых трудно собираемых и коррупционных налогов в России. Связано это с порядком возмещения НДС, который приводит к увеличению расходов бюджета.

Механизм налоговых вычетов привел к тому, что появилось много фиктивных фирм-однодневок, которые фактически не осуществляли хозяйственной деятельности, при этом получали возврат НДС из бюджета. Суды нередко поддерживали налогоплательщиков. Масштабы уклонения от уплаты налогов в России создавали экономическую угрозу для государства.

В 2006 году появилось переломное Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», в котором указаны случаи, когда налоговая выгода может быть признана необоснованной:

– при нереальности произведенных хозяйственных операций;

– отсутствии должной осмотрительности при выборе контрагента (недобросовестности контрагента).

Однако спорные моменты оставались. И государство, нацеленное на борьбу с незаконными действиями налогоплательщиков, продолжало реформировать законодательство в целях повышения собираемости НДС. Серьезные шаги в этом направлении были сделаны в последние годы.

Система «Налог-3»

В 2010 году принято решение о разработке информационно-аналитической системы «Налог-3», которая бы позволила осуществлять более оперативный контроль за налогоплательщиками. В период 2011–2014 годов Главным научно-исследовательским вычислительным центром ФНС производились мероприятия по внедрению информационно-аналитической системы «АИС-3» на общую сумму около 4,7 млрд руб. Вложения оправдали себя.

С введением автоматизированной системы налоговая инспекция в рамках камеральной налоговой проверки не отходя от компьютера получила возможность без проведения выездной проверки проверить обороты по контрагенту и выявить сомнительные операции. Компьютерная программа, на которую потрачены огромные средства бюджета РФ, отражает информацию по всей России, то есть, если налогоплательщик находится в Новосибирской области, а его контрагент в г. Сочи, налоговой инспекции ничего не стоит проверить соотношение их хозяйственных операций и выявить нарушения. Выезд на место не требуется.

Важные изменения

Внесены изменения в НК РФ, законодательство о нотариате, о регистрации и ликвидации юридических лиц.

Так, все налоговые декларации после 01.01.2015 представляется исключительно в электронной форме2. Если декларация подана в бумажном виде, считается, что такая декларация вообще не представлена. Минимальный штраф – 1000 руб. (ст. 119 НК РФ). Кроме того, если декларация в электронном виде по каким-либо причинам не представляется – налоговая инспекция имеет право приостанавливать операции по банковским счетам (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Книги покупок и продаж стали частью декларации по НДС. В частности, начиная с декларации за I квартал 2015 года сведения из книги покупок и книги продаж не только используются для формирования отчетных показателей, но и включаются прямо в декларацию, что установлено п. 5.1 ст. 174 НК РФ. Лица, осуществляющие посреднические операции (комиссионеры, агенты, экспедиторы, застройщики), должны отражать в налоговой декларации по НДС сведения из журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур.

Согласно п. 8.1 ст. 88 НК РФ налоговая инспекция проверяет соответствие сведений об операциях, отраженных в налоговой декларации по НДС покупателя, сведениям об этих операциях, содержащимся в налоговой декларации по НДС продавца. Если сведения покупателя не соответствуют сведениям продавца, то кто-то из контрагентов нарушил нормы НК РФ.

Очевидно, что цель этого нововведения – выявить необоснованные налоговые вычеты по НДС.

Другое изменение – обязательная проверка достоверности сведений ЕГРЮЛ при регистрации. Вновь создаваемые и уже созданные юридические лица проверяются еще тщательнее3. При подозрении внесения недостоверных сведений в ЕГРЮЛ в случае обоснованных сомнений, например при поступлении возражений заинтересованных лиц о регистрации изменений устава или включения сведений в ЕГРЮЛ, проверяется обоснованность подозрений и может быть отказано в регистрации.

При выявлении уже внесенных недостоверных сведений регистрирующий орган направляет юридическому лицу, его учредителям и органам управления уведомление о необходимости представления достоверных сведений, а по истечение 30 дней, если достоверные сведения не поступили, вносит в реестр соответствующую запись о недостоверности.

Введена двухступенчатая система регистрации сведений об изменении места нахождения организации. Сначала регистрируются сведения о том, что организация решила сменить место нахождения, через 20 дней регистрируются сведения о новом месте нахождения. В обязательном порядке налоговому органу представляются документы, подтверждающие право пользования объектом недвижимости или его частью, расположенными по адресу нового местонахождения.

Если учредитель или директор организации участвовал в исключенном из реестра юридическом лице, был его исполнительным органом, в государственной регистрации отказывается. Ограничение действует в течение 3 лет с момента исключения организации из ЕГРЮЛ.

Выводы

Результатом последовательных мер, принятых государством, стало то, что в 2015 году собираемость налогов в России повысилась. Применение черных схем и фирм-однодневок для оптимизации налогообложения постепенно сводится к нулю.

Согласно заявлению руководителя ФНС М. Мишустина: «В консолидированный бюджет поступило в первом квартале 3,3 триллиона рублей. Это на 11,6 процента выше соответствующего периода 2014 года. В федеральный бюджет – 1,8 триллиона рублей, что на 17 процентов выше». «Это продолжение тренда 2014 года», – объяснил глава ФНС. Основной драйвер роста поступления налоговых доходов – НДС: он увеличился за первый квартал на 20 процентов – 680 миллиардов рублей».

Правоприменительная практика подтверждает, что налогоплательщику необходимо добросовестно осуществлять хозяйственную деятельность, оформляя ее надлежащей документацией, а при выборе контрагентов проявлять надлежащую степень осмотрительности. Если ранее достаточно было просто запросить выписку из ЕГРЮЛ на контрагента, то теперь ФНС, а следом за ней и суд считают, что налогоплательщик должен знать о контрагенте все.

В противном случае, как показывает правоприменительная практика, отстоять свои интересы в суде налогоплательщику будет не так просто (постановления Арбитражного суда ДО от 13.03.2015 № Ф03-392/2015 по делу № А51-15453/2014, Арбитражного суда МО от 18.03.2015 № Ф05-2004/2015 по делу № А40-85594/2014, Арбитражного суда МО от 24.03.2015 № Ф05-2095/2015 по делу № А41-3315/14, Арбитражного суда ЦО от 31.03.2015 по делу № А14-8995/2013).



1. Постановление ЦИК и СНК СССР от 02.09.1930.

2. Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям».

3. Федеральный закон от 30.03.2015 № 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Авторы:

Евгения БОНДАРЕНКО,

управляющий партнер,

ООО «Юсконсалт»,


Марта РЕДХЕР,

юрист, ООО «Юсконсалт»,

Опубликовано в российской правовой газете "эж-ЮРИСТ"

Поделитесь в соцсетях