1 Декабря 2015

Адвокатская монополия неизбежна?

Введение "адвокатской монополии" видится неизбежной. Минюст РФ совместно с Федеральной адвокатской палатой под руководством Юрия Пилипенко серьезно взялись за разработку концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи.

Адвокатская монополия на судебное представительство соответствует западноевропейской практике и обязательствам, принятым на себя Россией.[1]

Сейчас судебное представительство может осуществляться, в основном, представителями двух сообществ: "адвокатов" и "консультантов".

К сожалению, имеет место некое противостояние (неприятие) двух сообществ (адвокат vs. консультанта). По-хорошему, реформа должна устранить такое деление и взять лучшее от каждого из сообществ, а также адаптировать закон об адвокатской деятельности к современным реалиям.

У каждого сообщества есть свои преимущества, которые могут быть интересны противоположной стороне.

Преимущества адвокатуры:

- Адвокатская тайна.

- Адвокатский запрос.

- Льготный режим налогообложения.

- Регулирование деятельности адвокатов, наличие единых стандартов и возможность обращения с жалобой на действия адвоката.

Преимущества консалтинговых компаний:

- Возможность нанимать сотрудников.

- Ограничение ответственности при работе через общество с ограниченной ответственностью.

- Возможность получения и направление прибыли на цели, определенные участниками общества.

- Возможность повышения качества услуг работников копании за счёт сформированной прибыли.


Почему консалтинговые компании могут быть против поголовного вступления в адвокатуру?

1. Ограничения по найму сотрудников и отсутствие формы объединения адвокатов, аналогичной консалтинговой компании.

2. Назначения по уголовным делам. Многие консалтинговые копании специализируется на представлении интересов по гражданским делам и не имеют уголовно-правовой практики.

3. Невозможность заключения соглашения об оказании юридической помощи от имени компании.

4. Необходимость сдачи экзамена из 454[2] вопросов при условии, что юристы консалтинговых компаний могут иметь десятилетний и более опыт.

5. Необходимость уплаты вступительного взноса (размер вступительного взноса в каждом регионе свой: Московская область – 50 000 руб., в Тюменской и Свердловской областях – 150 000 руб.). Перевод нескольких юристов консалтинговой компании в адвокаты может вылиться в "копеечку".

На практике все ограничения закона об адвокатской деятельности обходятся адвокатами путем создания коммерческой организации, оказывающей юридические услуги. Подобное правоприменение указывает на необходимость реформирования рынка профессиональной юридической помощи.

Соответственно для того, чтобы реформа прошла мягко и без большого сопротивления необходимо, чтобы Минюстом РФ было взято все лучшее от адвокатуры и консалтинга и выражено в единой концепции.


Мне кажется, оптимальным будет учет в концепции следующих положений:

- Внедрение новой формы адвокатского объединения, позволяющей консалтинговым компаниям органично влиться в адвокатское сообщество.

- Разрешение на найм адвоката адвокатом и оформление трудовых правоотношений с сотрудниками.

- Возможность заключения соглашения от имени адвокатской компании.

- Право на заключение партнерского соглашения, позволяющего регулировать деятельность адвокатской компании и распределять доходы от оказания юридической помощи.

- Установление единого размера вступительного взноса в адвокатуру на территории России.

-Установление преференций для практикующих юристов при сдаче квалификационного экзамена.

Согласно информации с сайта ФПА[3] многие из перечисленных положений планируется включить в концепцию, будем надеяться, что так оно и будет.

Учитывая масштабность реформы, мне кажется, было бы разумным организовать публичное обсуждение концепции реформирования рынка оказания юридической помощи. Тогда идея адвокатской монополии действительно будет рабочей и полезной не только для самих лобби этой идеи, но и для всего юридического сообщества, а также для населения.

[1] Протокол от 16.12.2011 "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г."

[2] Перечень вопросов утвержден Советом ФПА РФ 12.03.2015г. (протокол № 8)

[3] Информация с официального сайта Федеральной палаты адвокатов РФ / ФПА открыта для дискуссий. http://www.fparf.ru/news/all_news/news/16186/


Статья опубликована в Российской правовой газете "эж-ЮРИСТ". Номер 47, стр. 4.
Поделитесь в соцсетях